Сам себя Алексей Исаев называет последним гуманистом галантного века. Он стал знаменитым отечественным историком, кандидатом исторических наук. Ведет свой блог «Последний гуманист галантного века» и выступает против жанра фолк-истории.
Биография
Родился будущий автор книг о Великой войне Алексей Исаев в Ташкенте 15 августа 1974 года. Окончил кибернетический факультет Московского инженерно-физического института. Был сотрудником Центрального архива Минобороны РФ.
Вам будет интересно:Как добавить видео в «Инстаграм» в историю? Особенности
В 2012 году, защитив диссертацию, стал кандидатом исторических наук. Впоследствии он стал автором предисловий к мемуарам, множества книг, статей в «Последнем гуманисте галантного века» и газетах.
Интерес к истории у него возник после просмотра фильма «Горячий снег» в юные годы. Познакомившись с российским историком М. Н. Свириным, он начал работать в архиве в начале 2000-х годов. В 2001 году приступил к написанию книг. С самого начала писал Алексей Исаев о войне. Прославился он и критикой теории В. Суворова. Так появилась знаменитая впоследствии книга Исаева Алексея Валерьевича «Антисуворов».
Книги
В своих произведениях исследователь предпочитает освещать боевые действия, имевшие место во время Второй мировой войны. Так, известнейшими книгами Исаева Алексея Валерьевича стали исследования о Георгии Жукове. Самые популярные его произведения – «22 июня - 9 мая. Великая Отечественная война», «Сталинград. За Волгой для нас земли нет», «Главные мифы о Второй мировой», «Вторжение. 22 июня 1941 года» и многие другие.
Вам будет интересно:Как добавить в сториз фото? Как добавить историю в "Инстаграм"
Об источниках
Примечательно что при исследовании истории Алексей Валерьевич Исаев опирается на множество первоисточников, в которые входят и зарубежные, и российские архивы. Благодаря этому он добивается объективности и беспристрастности. Помимо этого, порой выпускает историк и обзоры на некоторые произведения, подчеркивая отсутствие или наличие историчности в них. Он выявляет множество художественных преувеличений, которые многие воспринимают как историческую правду.
Исторические исследования о ВОВ
Порой кажется, что о ВОВ все было уже рассказано, и спустя 76 лет после исторического вторжения уже вряд ли можно узнать что-то новое. Тем не менее исследователь исторических архивов утверждает, что многое из опубликованного не соответствует действительности. Так, абсолютно ошибочно указаны причины поражения советских войск в первые дни вторжения войск вермахта.
Общепринятой точкой зрения является мнение о том, что советские войска терпели поражения в начале военных действий из-за того, что самолеты были уничтожены противником на земле. Это часто демонстрируют в кино. Но в действительности это является мифом. Советские самолеты не могли взлететь из-за того, что большинство взлетных полей было распахано. Не за час оказалась уничтоженной отечественная авиация. Ее уничтожали в течение 3 суток. Базы заблаговременно выявили немцы и бомбили их точными ударами. Было небольшое количество аэродромов, с которых взлетали самолеты, давая достойный отпор, но силы не были равными.
Дело в том, что в те времена была необходима реконструкция аэродромов. И за лето 1941 года планировалось реконструировать множество из них. В итоге в июне большая часть взлетных полос оказалась распаханной. Вдобавок техника и заправщики были на реконструируемых базах. И самолеты, которые умудрялись взлетать и возвращаться назад, не успевали после боев заливать топливо в баки – их бомбили. Поэтому рассказы о том, что в руководстве были предатели – миф.
Причины реконструкции
Казалось бы, нелогично затевать подобный проект перед войной. Но в мае 1941 года, когда он начинался, ничто не предвещало беды. Распространены мифы о том, что Сталина разведчики множество раз предупреждали о том, что готовится нападение на СССР. Но в действительности никто не располагал серьезной аналитикой. Немцы тщательнейшим образом скрывали подготовку к вторжению. Сосредоточение немецких войск на востоке объясняли оборонительным заслоном перед высадкой в Англии. А множество соединений выдвинулось к советским границам в последний момент. По этим причинам разведчики серьезных угроз не выявляли. А записка товарища Тупикова из Берлина, отправленная в апреле, затерялась в общем информационном потоке. Она говорила о планах Германии напасть на СССР, но точных дат там указано не было. Было отмечено, что нападение состоится в том же году.
О сценарии войны
Если бы к этим сведениям относились серьезнее, то реконструкция аэродромов была бы отложена. И война бы развернулась иначе. Прогноз был бы для СССР благоприятнее, и война могла бы завязнуть у Днепра. Но произошедшее в итоге является не самым худшим сценарием войны. И гораздо хуже, по мнению Исаева, было бы, если бы советское руководство не приняло мгновенных мер.
О мерах
В «Последнем гуманисте галантного века» Исаев указывает, что то, что Сталин отстранился от командования в первые дни войны – это всего лишь слухи. В первые же часы он принялся за напряженную работу. Он занялся приемами высшего руководства в военной и промышленной сферах. В тот момент были приняты самые важные решения. Так, было принято решение об отказе от довоенного мобилизационного плана. Заранее была начата эвакуация.
Мгновенно были сформированы новые дивизии. Так, 316-я дивизия Панфилова формировалась уже с июля. Заранее было рассчитано, что немецкие войска такими темпами дойдут до Москвы. Но город нельзя было терять, так как он был главным транспортным узлом страны. И тогда же начали формировать 300-ю и 400-ю дивизии. Если бы их создавали хоть на месяц позже, время было бы потеряно, и страну бы ждала судьба Франции – полный разгром.
Также распространен миф о том, что множество офицеров были репрессированы властями, и если бы этого совершено не было, прогноз для страны был бы благоприятнее. Но Исаев утверждает, что и это миф. Так, до начала Великой Отечественной войны арестованными оказались лишь 4 % офицеров. И это в малой степени влияло на боеспособность армии.
Исход сражений первых дней был предрешен заранее, так как 22 июня 1941 года боеспособными были лишь 40 советских соединений, а они подвергались атакам более 100 фашистских дивизий. И любой расклад привел бы к тому же исходу.
Выдумками интеллигенции является мнение о том, что страх перед органами НКВД заставлял советское руководство совершать множество ошибок. Офицеры не испытывали подобного страха. Они порой абсолютно игнорировали прямые указания, отданные сверху, делая то, что нужно было в конкретных обстоятельствах в условиях военного времени. Это были люди совершенного другого стержня, и страх не влиял на их решения.
Самым же опасным мифом считает Алексей Исаев мнение о том, что руководство страны бросило бойцов, и командиры предавали солдат. В реальности все было совершенно иначе.
О неизвестных героях
Исаев отмечает, что есть немало героических примеров, которые стали неизвестными из-за того, что принимавшие в событиях участие красноармейцы в конце концов погибли. Так, во Владимиро-Волынском укрепрайоне действия красноармейцев заставили немцев вообще изменить первоначальные планы и распределение сил. Сопротивление здесь было сломано лишь утром 23 июня. Советские бойцы, сражавшиеся здесь, попросту не выжили, чтобы сообщить о себе, попав в «киевский котел».
А в описании сражения под Сокалем сами немцы описывали, как атака всего одного советского ДОТа занимала около 3 часов. Немцы признавали, что «русские солдаты оказали выдающееся сопротивление, сдаваясь только в том случае, если были ранены, ибо сражались до последней возможности».