Современный мир практически не может обойтись без постоянного подключения к Интернету. Это относится и к отдыху, и к рабочему процессу, а для российской столицы - ещё и к дороге домой или на работу. И, несмотря на то что ещё несколько лет назад вопрос о том, как в московском метро подключить вай-фай, даже не возникал, сейчас он является вполне закономерным. Ответить на него сейчас можно положительно – москвичи и гости города, спускаясь под землю, могут оставаться в режиме онлайн. Хотя для этого следует знать, как правильно подключиться и когда пользоваться беспроводной сетью.
Принцип работы интернета в метро
Вам будет интересно:Анализ конкурентов в "Яндекс.Директ". Анализ контекстной рекламы конкурента
Для решения проблемы, как в метро подключить вай-фай, перед разработчиками поставили непростую задачу – обеспечить возможность беспроводного соединения и на станциях столичного метрополитена, и в тоннелях. Для этого сначала предполагалась установка точек доступа только на остановочных пунктах и усиление сигнала до такого уровня, чтобы они проникали вдоль всей системы. Однако настолько мощная беспроводная сеть могла оказать отрицательное влияние на здоровье пассажиров. А второй вариант - точки доступа вдоль тоннелей через каждые 100–200 м - привёл бы к необходимости периодического переподключения к сети. В течение одной поездки пришлось бы настраивать связь со своим мобильным устройством практически на каждой станции.
Результатом поиска подходящего инженерного решения стал современный вариант беспроводной сети, обеспечивающий связь стандарта GSM/UMTS. По тоннелям протянуты излучающие кабели, вдоль которых установлены антенны для приёма сотового сигнала. Поезда метрополитена с помощью своих приёмников соединяются с сетью, давая возможность воспользоваться ей и пассажирам. В вагоны сигнал передаётся благодаря внутренним маршрутизаторам, раздающим Wi-Fi.
Начало работы Wi-Fi в московском метро
Решение обеспечить пассажирам удобный способ, как в метро подключить вай-фай к телефону, было принято несколько лет назад. А работы по реализации проекта начались 1 сентября 2013 года. Их результатом стала уникальная система, у которой практически нет аналогов в других городах не только России, но и мира. Станции метрополитена с доступом в Интернет встречаются часто – но Wi-Fi в движущихся вагонах продолжает оставаться редким явлением. Причина этого – большая глубина тоннелей, не позволяющая поймать сигнал с поверхности.
В московском метро пассажиры получили возможность подключаться к беспроводной сети на протяжении всего пути, так как роутер расположен внутри поезда. Причём сначала от пользователя не требовалась даже идентификация. И получить бесплатный доступ мог каждый, даже без просмотра рекламы.
Международная награда
Сеть Wi-Fi столичного метрополитена получил признание не только от его пользователей, но и от международного экспертного сообщества. В 2015 году программа, задачей которой было решение вопроса, как в московском метро подключить вай-фай, завоевала награду на международном конкурсе Industry Awards в США.
За успешное решение сложной задачи независимое жюри отметило систему, которой ежедневно пользуется более 2,5 млн человек (при общем количестве пассажиров, по данным за 2014 год, около 10 млн в день), как лучший проект в области реализации беспроводных сетей в городских условиях. Учредители мероприятия отметили и использованные при создании беспроводной сети инновационные технологии, и новый подход к монетизации со стороны компании "Максима Телеком", и предоставление достаточно качественного сервиса.
Правила подключения
Перед тем как подключить вай-фай в метро ("Андроид" или другая операционная система - не важно) в первый раз, от пользователя требуется:
После этого следует дождаться перехода на портал vmet.ro и начать пользоваться сетью. Для последующих подключений пассажиру достаточно просто открыть браузер и нажать на кнопку подключения. После этого гаджет автоматически подключается к Интернету и продолжает оставаться онлайн до тех пор, пока пассажир не выйдет из вагона.
Качество сети
Постоянное увеличение количества пассажиров, задачей которых было сначала узнать, как в метро подключить вай-фай к планшету, телефону или ноутбуку, а затем пользоваться сетью для работы или развлечения, привело к снижению пропускной способности. И как показывают исследования качества связи, для отправки одного пакета данных иногда требуется больше 1000 мс – при норме этого показателя в 500 миллисекунд. А согласно отзывам пользователей сети в метро, проблемы с качеством доступа возникают у 4 человек из 5.
В то же время представители провайдера, предоставляющего доступ в Интернет в поездах метрополитена, «Максима Телеком», утверждают, что серьёзность проблемы преувеличена. И общая пропускная способность подземной сети увеличилась до 20 Гбайт/с – при ежедневном размере трафика до 50–70 Тбайт. Тем более что для улучшения доступа оператор предлагает специальные премиум-пакеты – платные, зато позволяющие отключать рекламу, увеличить скорость работы в Интернете и автоматически подключаться к сети.
Кроме того, компания «Максима Телеком» проверяет качество работы сети с помощью специальной системы «Светофор». Интерактивная карта метро, видимая сотрудникам техподдержки провайдера, показывает зелёным цветом участки с хорошим доступом, жёлтым – места, в которых есть проблемы. Полное отсутствие связи отмечается красным. Проект позволяет службам провайдера оперативно реагировать на появление неполадок и оперативно их устранять.
Проблемы подземного Интернета
Несмотря на то что принцип действия схемы беспроводной сети в метро выглядел достаточно простым, реализация проекта потребовала серьёзных финансовых вложений – до 2 млрд рублей. Из-за того, что электросеть в поездах нестандартная (75В), а обычное оборудование требует или 220В или 9В, для устройства системы пришлось покупать специальную технику. Недёшево обходится и обслуживание системы. При этом возможность бесплатного доступа могла привести к тому, что на станциях находились бы люди, которым нужен только Интернет, а не услуги метро.
Учитывая, что столичный метрополитен достаточно загружен и без желающих попасть в сеть, не оплачивая трафик, провайдер ограничил услуги Wi-Fi. И теперь способ, как в московском метро подключить вай-фай, доступен только для пассажиров, находящихся внутри поезда. Снаружи, на станциях, в сеть войти нельзя.
Плати - или будь без сети
После того, как в московском метро подключить вай-фай стало так же просто, как и в ряде других мест столицы, предлагающих бесплатный доступ к сети, провайдер решил заблокировать Интернет некоторым пассажирам. Все пользователи мобильных устройств, на которых установлены программы для блокирования рекламы, при попытке войти в браузер получают сообщение с предложением или отключить «блокировщик», или подключить платный пакет, избавляющий и от объявлений, и от авторизации.
Представители «Максима Телеком» сообщают, что доступ пользователям вай-фай в метро, как подключить который знают сейчас миллионы людей, ограничивается только при использовании блокирующих рекламу программ. В остальных случаях к сети можно подключиться без проблем. При этом многие пассажиры сообщают о блокировании сети и при отсутствии нерекомендованных провайдером приложений.
Конец бесплатного Wi-Fi
Одним из способов избавиться от сообщений оператора является платная подписка. Оплатив всего 50 руб., пользователь подключается к услуге «Как дома». Это обеспечивает полное отсутствие рекламы в течение следующего календарного месяца.
Переход к предоставлению услуг сети только при показе пассажирам рекламы вполне понятен – оператор зарабатывает деньги. Но такие ограничения создают неудобства пользователям, не желающим оплачивать Интернет, – особенно при достаточно редкой необходимости его использования. Поэтому в сети уже появились рекомендации, как подключить вай-фай в метро (Москва) и бесплатно, и без рекламы.
Особенности использования подземного Wi-Fi
Несмотря на попытки провайдера «Максима Телеком» убрать возможность использования Wi-Fi в метро без просмотра рекламных роликов (иногда раздражающих пассажиров), пользователи уже нашли выход. Но так как в метро подключить вай-фай к ноутбуку, смартфону или планшету можно, только получив на экран рекламу, для её удаления требуется:
Впрочем, если реклама не нажимается, способ не работает. Однако чаще всего он помогает сэкономить несколько минут, которые могли бы быть потрачены на просмотр ролика. А в тех случаях, когда доступу мешает окно с сообщением от провайдера, быстрый переход по ссылке и отключение может стать единственным способом воспользоваться сетью без подключения услуги «Как дома».